«Цифровое обучение 5.0: все немножко в ахтунге»

Digital-конференции

Что остановили

Рутинное обучение (но не везде)

Об этом сказал Александр Альперн. По его словам, обучение сейчас — явно не то, о чём болит голова, когда все заняты решением ключевых для бизнеса проблем.

В Webinar Group тоже в целом не до обучения сотрудников, за исключением того, которое упоминалось выше (по работе с сервисом Meetings, спрос на который вырос).

С Александром Альперном согласились не все участники. Так, директор по развитию персонала «Ростелекома» Екатерина Барабанова уверенно заявила: «Мы глобально ничего не останавливаем. У нас обучение идёт — то, которое было запланировано».


Екатерина БарабановаКадр: Digital Learning (dlmeeting.online)

Разработку собственных продуктов с нуля

Это отличительная особенность кризиса, отметил технический директор «Лабмедиа» Александр Рябинин:

«Нужно учиться быстро реагировать, быстро давать решения, а это делается только за счёт готовых продуктов — разработанных и уже испытанных систем, которые дают результат, не уходя в долгую разработку».

Чего ждут

Отечественных IT-инструментов с нужными функциями

Платформы для обучения, создания курсов, как и цифровые инструменты более широкого профиля — те же сервисы видео-конференц-связи, — нужны всем

И с уходом из России части привычных поставщиков стало как никогда важно, чтобы необходимые продукты разработали и поддерживали российские команды. «Раньше это была nice-to-have-опция, а сейчас это must have», — подчеркнула Екатерина Барабанова.


Кадр: Digital Learning (dlmeeting.online)

Но это не значит, отметила она, что компании готовы тестировать любое решение только потому, что оно российское. Разработчику нужно точно попасть в потребности клиента:

«Постарайтесь понять, что импортозамещают, какая именно „боль“ в этом импортозамещении. Например, если импортозамещают Zoom, скорее всего, в Zoom суперважный функционал — деление одновременное по комнатам и возвращение. Если у вас нет этого функционала, то не надо предлагать „просто платформы для трансляции“ — уже есть Webinar.ru с гораздо более богатым функционалом».

Александр Альперн считает иначе. По его мнению, потеря доступа к привычным сервисам может стать возможностью избавиться от каких-то устаревших подходов, которые в них применялись по инерции. Может быть, российским разработчикам не стоит воспроизводить популярные у аудитории иностранные продукты, а надо сразу шагнуть дальше? Так, считает он, случилось в своё время с цифровыми платежами: «Россия — лидер по цифровым платежам. <…> Почему? Потому что чековых книжек не было. Эту перепрыгнули».

Эту мысль поддержала Наталья Царевская-Дякина: не всегда от импортозамещения ждут, чтобы было дешевле иностранного продукта. Иногда заказчикам нужны уникальные решения, не такие, как были доступны в зарубежном софте. И в поисках этих решений корпорации готовы работать с большим числом российских разработчиков и интегрировать разные инструменты в одну систему. Царевская-Дякина посоветовала IT-компаниям учитывать этот тренд:

«Это не просто импортозамещение — это готовность отказаться от одного большого продукта и сделать мощное интегрированное решение, взаимоувязать несколько продуктов. Поэтому призыв к компаниям, которые поставщики, которые российские вендоры: интегрируйтесь друг с другом, выходите вместе на заказчика».

Развития онлайн-обучения, в том числе в новых темах

Цифровые инструменты в обучении останутся востребованы — в этом были уверены все спикеры. Во многом уверенность основана на экономичности этого формата. Например, Елена Лбова рассказала, что в прошлом году «Почта Банку» удалось сэкономить 960 млн рублей, отказавшись от очного обучения (а значит, командировок) на одной из программ.

Екатерина Барабанова из «Ростелекома» тоже видит перспективу в решениях, которые снижают затраты:

«Нужно внимательнее смотреть на метрики. Нужно плотнее общаться с бизнесом. <…> Усилить работу с аналитикой и по бизнес-результатам. Потому что вы всё равно столкнётесь с тем, что доказывать бизнесу свою ценность, доказывать ценность своих решений».

Главными «быстрыми и дешёвыми» форматами, с её точки зрения, будут тексты и картинки, поэтому в командах по разработке курсов будут востребованы копирайтеры, иллюстраторы, UX-дизайнеры.


Александр РябининКадр: Digital Learning (dlmeeting.online)

Александр Рябинин добавил, что вырастет спрос на технологии онлайн-обучения инженерным специальностям. Конечно, подчеркнул он, в основном обучение по ним должно быть очным. Но если по ним вырастет общий спрос, более востребованными станут и онлайн-инструменты как дополнения к очным занятиям.

Появления возможностей

Оптимистичнее всех на дискуссии высказывался руководитель iSpring Юрий Усков. Он уверен, что за счёт того, что в экономике появятся «пустые места», будет рост. Правда, в каких именно направлениях его ожидать, он затруднился ответить:

«Сейчас пока нет какой-то аналитики . Сейчас все немножко в ахтунге. Люди не знают, что делать. „Подмёрзли“. Но это же пройдёт, ситуация прояснится».

Прямо сейчас, подчеркнул Усков, для его компании открылись новые возможности найма — появился шанс заполучить тех профессионалов, которые остались без работы после ухода с рынка западных игроков.

Общую практическую позицию в конце дискуссии подытожила Елена Лбова. Она призвала коллег в любой рабочей деятельности начинать с конца — с точного представления о результате работы. А раз пока загадывать далеко вперёд не получается, пусть это будут хотя бы небольшие результаты в краткосрочной перспективе: «Однозначно, видение будущего должно быть. Но мы понимаем, что сейчас можем идти только маленькими шагами. Потому что никто не знает, что будет завтра».

Что продолжают делать

Развивать цифровые продукты

О своей работе над IT-платформами и другими цифровыми инструментами для корпоративного обучения говорили разные спикеры — и из EdTech-компаний, и из L&D-подразделений корпораций.


Елена ЛбоваКадр: Digital Learning (dlmeeting.online)

Руководитель корпоративной академии «Почта Банка» Елена Лбова отметила, что в банке продолжается автоматизация всех процессов, сопровождающих обучение:

«Всё, что можно вывести в онлайн без потери качества, всё, что можно оптимизировать с точки зрения работы наших тренинг-менеджеров, — всё это уходит в дистанционные решения».

У Webinar Group самым востребованным продуктом в последние недели, как рассказал CEO компании Александр Альперн, стал сервис для онлайн-встреч Meetings — многие российские заказчики захотели заменить им Zoom и Teams. Поэтому поддержка этого продукта — и в том числе обучение собственных сотрудников работе с ним — в компании сейчас на первом месте.

Спрос вырос и на другие разработанные российскими компаниями инструменты для обучения сотрудников. Импортозамещение софта, которым пользуются корпорации в HR-процессах и обучении, стало главным фокусом направления EdTech/HR-Tech фонда «Сколково». Об этом рассказала директор направления Наталья Царевская-Дякина:

«Мы проводим мероприятия, где у нас с одной стороны садятся HR-руководители или руководители корпуниверситетов, а с другой стороны ― стартапы. Каждому по 5–10 минут питча. И через два часа они уже обмениваются контактами, говорят: „Слушайте, ребята, давайте запускать пилоты, теститься, выходить на какие-то контракты“».

При этом корпорации, отметила Царевская-Дякина, стремятся вместо модели инвестиций в стартапы покупать заинтересовавшие их продукты через сделки M&A, то есть поглощение всей команды. Практически все инвестиции, по её словам, будут свёрнуты «на какое-то время».


Наталья Царевская-ДякинаКадр: Digital Learning (dlmeeting.online)

Обучать лидеров

В начале пандемии в «Почта Банке», рассказала Елена Лбова, разработали специальную программу обучения для поддержки руководителей. Это была серия мероприятий и материалов, которая помогла им сохранить силы в стрессовой ситуации и передать уверенность своей команде.

Overview of challenges facing L&D this year

L&D continues to face many challenges: accelerated change, shifting customer expectations, digital transformation, difficulties attracting and retaining talent – to name just a few. Having proved indispensable in overcoming these challenges in the past, demand for digital learning has skyrocketed. 

In fact, our recent research showed 85% of L&D professionals reported an increase in requests for digital learning.

L&D find themselves in an exciting new position of influence. But, as economic pressures increase, this means they’re being asked to do more with less. We wanted to discover how teams are responding, so we surveyed 130 professionals and learning leaders to get their unique insights on the year ahead for L&D.

Here are 5 digital learning trends L&D leaders say that they’ll be embracing in 2023.

1. Continuous learning gets a renewed focus

Employees have long been asking for access to the learning they need, when they need it most – in real time, on the job. And businesses are really starting to listen. We’re seeing an increasing number of L&D teams shifting from time consuming one-off training events to continuous learning. 

44% of L&D leaders stated that this kind of self-paced blended learning worked best in their organization (up from 30% last year).

Want to get ahead with this trend?

Faced with daily tasks and urgent deadlines, it can be difficult for employees to take time to learn. Minimize the effort involved by making your learning content short, relevant and – of course – easy to access.

2. Contextualization brings learning to life

Most organizations have plenty of online learning content. But if it doesn’t reflect the complex situations that employees experience, businesses won’t see the changes they need. 

The future focused L&D professionals we talked to recognized that context is critical to develop the key skills their business needs. They’re focusing on scenario-based learning to help them plug their emerging skill gaps. 

Hear more from Jason in this podcast episode around how to spark real behavioral change.

Want to get ahead with this trend?

Don’t know where to start with realistic scenario-based learning? Find out what’s happening on the ground and capture how employees approach their work. Use case studies and storytelling to explore the nuance of situations.

Need some inspiration?

3. New data, new measurement opportunities

Years of rapid change have offered lots of L&D insights. With new tech and hybrid ways of working fully embedded in organizations, there’s a whole different world of data and learning analytics available. 20% of L&D professionals are seizing this opportunity to focus on new ways they can use this data to demonstrate their value.

Want to get ahead with this trend?

Newly adopted tech may offer lots of data, but that doesn’t mean you have to evaluate it. Be strategic about what you measure. Make sure you show your impact rather than overload your stakeholders with stats.

Want to get started straight away? Here are 20 learning measurement ideas to show impact and improve performance.

4. Barriers to learning are being removed

The drive to make learning more effective and efficient continues in 2023. The biggest blocker to this is the amount of learning materials out there. Employees are struggling to find the right thing at the right time. That’s why 15% of L&D teams are taking another look at their learning ecosystem, rationalizing their content and making it a more user-friendly experience.

Want to get ahead with this trend?

As well as reviewing your current learning paths, think about new content. As more training requests come in, there’s a risk that you add to the content overload. Be a gatekeeper. Understand the real learning need and respond with the right solution. 

5. L&D gets proactive with marketing techniques

Simply providing great learning platforms full of excellent content won’t get employees engaged. And if people aren’t engaging, your L&D investment is wasted. Under pressure to make every penny count, the L&D teams we spoke to are looking to maximize the impact of their learning experiences using marketing techniques.

Want to get ahead with this trend?

Don’t just tell people to go and learn, sell it to them. Highlight the benefits. Once they’ve accessed your engaging learning content, keep them coming back for more through proactive communication.

Что начинают

Создавать учебные программы для внешней аудитории

Об идеях «Ростелекома» по этому направлению много рассказала Екатерина Барабанова. По её словам, это практичный шаг для поддержания лояльности клиентов и партнёров:

«Рано или поздно кризис закончится, а воспоминания о том, что вы выступили по-партнёрски, останутся. Подумайте, чем ваша компания может быть полезна вашим клиентам или людям, которые вам потенциально интересны для найма или в будущем могут быть интересны, если у вас сейчас наём заморожен. В любом случае если вы хотите остаться на рынке, то вокруг вас создаётся какое-то комьюнити

Поэтому, — продолжила свою мысль Екатерина, — важно, какие коммуникации компания создаёт с этим комьюнити».

Барабанова подчеркнула, что «Ростелеком» уже выходит с предложениями о поддержке, в том числе в сфере обучения, к своим партнёрам из малого и среднего бизнеса. Среди потенциально интересных для клиентов решений она назвала программы по переквалификации, карьерные консультации для студентов, бесплатные занятия по английскому языку, помощь с подготовкой резюме.

After keeping everyone learning during the pandemic, L&D is finally seen as business critical. Keep your position of influence and stay ahead in 2023 with 5 key digital learning trends. 

  • Embed continuous learning in your organization. 
  • Use scenario-based learning to provide critical context. 
  • Gather new data to demonstrate your value. 
  • Remove the barriers to an effective user experience and impactful learning. 
  • Explore how marketing techniques can improve learning engagement. 

If you want to find out more about the latest trends, read our full State of Digital Learning Report 2023. Pre-register for the State of Digital Learning Report to get early access to all the challenges, trends and new ways of working facing L&D this year. 

Want to learn more what what top learning experts are doing to get ahead of the trends this year? Join this panel webinar to hear about their tips and strategies first hand.

Оцените статью